В настоящий момент вопрос об обновлении методов и технологий образования становится очень актуальным. Новое поколение требует новых подходов в обучении.
Что же такое инновации - термин, который среди работников образовательной сферы является некоей "мантрой", с которой современный учитель начинает подготовку к уроку?
Логично предположить, что термин "инновация" связан с термином "новация". С той только разницей. что новация означает создание чего-то нового, а инновация - внедрение этого нового в жизнь, в практику.
То есть, было бы ошибочным говорить об инновациях в образовании, таких как проектные технологии, информационные технологии, развивающие технологии, как это часто делается. Технологии - это набор методов и форм работы. И инновациями они становятся только тогда, когда находят практическое применение на уроке данного учителя. Более того, если учитель берет готовую технологию с определенным набором методов и внедряет ее в практику - это не есть инновация. Он не осуществляет никаких новшеств.
Следовательно, инновация - это процесс осуществления какой-то особенной, присущей данному учителю методики, которую он сам создал и ввел в практику своей образовательной деятельности. Хотя, конечно, он может использовать прогрессивные образовательные технологии, умело сочетая и комбинируя их с целью достижения результата.
А результатом современного образования является развитие компетенций, востребованных в обществе, позволяющих ученику стать успешным в жизни. И это, в первую очередь, социокультурная компетентность - то есть умение общаться, грамотно высказывать и аргументировать свое мнение. Значит основным направлением в современной школе является создание условий для развития коммуникативных и самообразовательных навыков, превращение образовательного процесса в процесс эффективного взаимодействия учащихся под умелым руководством учителя.
Вот на это и должны быть направлены все новшества, или инновации.